Preview

Системные гипертензии

Расширенный поиск

Обучение и самообразование пациента - важный шаг на пути повышения приверженности пациента лечению‌‌

Аннотация

Контроль уровня артериального давления (АД), а также длительный прием антигипертензивных препаратов являются актуальными и ключевыми моментами в амбулаторном ведении и лечении пациентов с артериальной гипертонией (АГ). В данной работе анализируются краткосрочные и долгосрочные результаты проведения обучения пациентов с АГ в школе пациента, а также эффективность обучения в отношении приверженности терапии у данной категории больных.Цель - оценка эффективности получения знаний больными АГ с гипертрофией левого желудочка (ГЛЖ) в школе пациента в сравнении с контрольной группой и оценка степени приверженности и качества жизни у пациентов указанных групп в процессе наблюдения. Материал и методы. В НДО ФГБУ РКНПК проведено 13 циклов занятий (курс занятий - 6 нед, по 1 разу в неделю). Тематика занятий и их продолжительность (90 мин), а также число пациентов, обучающихся в группах (8-10 человек), соответствовали нормам, утвержденным Минздравом России. Обучены 128 пациентов с АГ (из них 66 больных АГ без ГЛЖ и 27 пациентов с ГЛЖ). Группу контроля составили 65 пациентов с АГ, которые отказались от предложения посещать школу по разным причинам (41 пациент без ГЛЖ и 24 - с ГЛЖ). Группы прошедших и не прошедших обучение пациентов были сопоставимы по полу, возрасту, длительности АГ, индексу массы тела, уровню систолического (САД) и диастолического АД (ДАД). Инструментальные и лабораторные исследования (общеклиническое обследование, электрокардиография, биохимический анализ крови) проводились исходно, после окончания цикла обучения и через 24 мес амбулаторного лечения.Результаты. Пациенты, прошедшие обучение в школе, показали достоверное снижение уровня АД. По окончании занятий в школе САД составило 139,3±7,4, ДАД - 86,2±5,4 мм рт. ст. (p=0,0001). Пациенты контрольной группы также показали достоверное снижение АД на завершающем визите, однако степень его снижения в этой группе была достоверно ниже. Целевое АД было достигнуто у 79% пациентов 1-й группы и у 54% пациентов 2-й группы (p=0,003). Динамика качества жизни, оцененная по визуально-аналоговой шкале (ВАШ), достоверно больше изменилась в группе пациентов, посещавших школу (р=0,001).Приверженность терапии у пациентов, посетивших школу, достоверно выросла, в то время как у пациентов 2-й группы достоверных изменений в приверженности терапии не наблюдалось. Анкетирование и осмотр пациентов, проводимые через 1 год, показали, что в группе прошедших цикл обучения через 1 год показатели АД остаются достоверно ниже исходных (САД 142,3±5,7 и ДАД 88,5±4,3 мм рт. ст.; p<0,05). Качество жизни и приверженность терапии согласно опроснику Мориски-Грина (МГ) в данной группе не имели достоверной отрицательной динамики и оставались на достаточно высоком уровне (ВАШ 75,7±3,2% - недостоверно [нд], МГ 3,1±0,9; р=0,05). У пациентов контрольной группы были отмечены прирост показателей АД (САД 154,7±8,2 и ДАД 90,5±4,3 мм рт. ст.) и ухудшение качества жизни (ВАШ 62,3±4,9%; р=0,03). Приверженность терапии оставалась на исходно низком уровне (МГ 1,9±0,2 балла). Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности проведения обучения в школе пациента среди больных АГ, в том числе и с ГЛЖ.

Об авторах

И. Е. Чазова
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


Ф. Т. Агеев
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


Т. В. Фофанова
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


Н. М. Чихладзе
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


М. Б. Кузнецова
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


М. Д. Смирнова
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


В. А. Острогорская
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


Ю. С. Геращенко
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГБУ РКНПК Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Morgado M, Rolo S, Macedo A.F et al. Predictors of uncontrolled hypertension and antihypertensive medication nonadherence.J Cardiovasc Dis Res 2010; 1 (4): 196-202.

2. Schroeder K, Ebrahim Sh. How Can We Improve Adherence to Blood Pressure - Lowering Medication in Ambulatory Care? Systematic Review of Randomized Controlled Trials. Arch Intern Med 2004; 164: 722-32.

3. Hewson M.G. Patient education through teaching for conceptual change. J Gen Intern Med 1993; 8: 393-8.

4. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ №4. - 24.01.2003.

5. Cooper L.A, Roter D.L, Carson K.A et al. A randomized trial to improve patient - centered care and hypertension control in underserved primary care patients. J Gen Intern Med 2011; 26 (11): 1297-304.


Рецензия

Для цитирования:


Чазова И.Е., Агеев Ф.Т., Фофанова Т.В., Чихладзе Н.М., Кузнецова М.Б., Смирнова М.Д., Острогорская В.А., Геращенко Ю.С. Обучение и самообразование пациента - важный шаг на пути повышения приверженности пациента лечению‌‌. Системные гипертензии. 2014;11(3):7-10.

For citation:


Chazova I.Ye., Ageev F.T., Fofanova T.V., Chikhladze N.M., Kuznetsova M.B., Smirnova M.D., Ostrogorskaya V.A., Geraschenko Yu.S. Education and self-education of the patients is an important step towards increasing patients acceptance of therapy. Systemic Hypertension. 2014;11(3):7-10. (In Russ.)

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-082X (Print)
ISSN 2542-2189 (Online)