Опубликовано: 17.12.2022
КОНСЕНСУС
Пандемия COVID-19 спровоцировала вторую пандемию, «постковидную», у лиц с сохраняющимися симптомами после острого периода коронавирусной инфекции. Большинство пациентов, страдающих коронавирусной инфекцией, полностью выздоравливают в среднем в течение двух недель, однако примерно каждый десятый человек испытывает долгосрочные симптомы со стороны ряда систем организма, в том числе дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, а также сталкивается с психологическими последствиями. Симптомы постковидного синдрома неоднородные, многочисленные и сложны в интерпретации. В настоящее время стандартизированных методов диагностики и общепринятых критериев верификации постковидного синдрома нет. В начале октября 2021 года ВОЗ представила универсальное определение постковидного синдрома или постковидных состояний. Высокая распространенность артериальной гипертонии среди пациентов с COVID-19 диктует необходимость наблюдения данной категории пациентов, в том числе и в рамках постковидного синдрома. В консенсусе экспертов Российского медицинского общества по артериальной гипертонии представлены имеющиеся данные об эпидемиологии, факторах риска и патофизиологии постковидного синдрома. Проанализированы возможные механизмы поражения сердечно-сосудистой системы при данном синдроме. Отдельное внимание уделено особенностям течения и клиническим проявлениям артериальной гипертонии при постковидном синдроме, патофизиологическим аспектам дестабилизации артериального давления и тактике ведения данной категории пациентов.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Цель исследования. Определить значимость стеноза почечных артерий по данным различных методов оценки функциональной значимости и оценить безопасность и эффективность стентирования одностороннего стеноза почечных артерий через 6 месяцев и 1 год по данным офисного АД и СМАД.
Материалы и методы. В исследование были включены 44 пациента с резистентной артериальной гипертензией и стенозом почечных артерий на фоне многокомпонентной антигипертензивной терапии, включающей диуретическое средство. После оценки степени стеноза ПА по данным количественной ангиографии и дополнительных методов оценки функциональной значимости стенозов ПА постстенотический градиент, (iFR, Pd/Pa, и FFR) пациентам было проведено стентирование ПА. Безопасность процедуры оценивалась по динамике креатинина и скорости клубочковой фильтрации (формула MDRD). Эффективность процедуры оценивалась по данным клинического измерения и суточного мониторирования артериального давления (СМАД).
Результаты. По результатам количественной ангиографии пациенты были разделены на две группы: группа А – больные с субтотальным стенозом ПА (> 90%) и группа Б – больные с умеренным стенозом (60-90%), которым проводилась дополнительная оценка функциональной значимости стеноза. Непосредственный ангиографический результат в обеих группах был оптимальный (степень остаточного стеноза составляла не более 5%). В группе Б после имплантации стента в ПА отмечалось снижение уровня постенотического градиента на 38 ± 10 мм рт. ст. (p < 0,0001), ФРК > 0,8 (p < 0,0001). iFR > 0,89, Pd/Pa > 0,9 (р = 0,093). В обеих группах отмечалось достоверно значимое снижение артериального давления в отдаленные сроки, по данным клинического измерения АД и СМАД.
Выводы. Измерение таких параметров, как постстенотичсекий градиент и фракционный резерв, наиболее достоверно позволяют оценить гемодинамическую значимость стеноза ПА в сравнении с измерением iFR и Pd/Pa у больных с умеренным стенозом ПА. Стентирование ПА у больных с неконтролируемой резистентной АГ и тяжёлым поражением почечных артерий, а также умеренным стенозом, подтверждённым дополнительными методами оценки функциональной значимости стенозов, целесообразно рассматривать с целью усиления антигипертензивного эффекта.
Цель. Изучить частоту клинических и рентгенологических проявлений реперфузионного отёка лёгких и сопоставить их с объёмом эндоваскулярного вмешательства после транслюминальной баллонной ангиопластики лёгочных артерий (ТЛА) у пациентов с хронической тромбоэмболической лёгочной гипертензией (ХТЭЛГ).
Материалы и методы. В исследование было включено 50 пациентов с ХТЭЛГ, которым был выполнен 1 этап ТЛА. Для профилактики тяжёлого реперфузионного отёка проводился учёт количества сегментарных артерий, планируемых к ангиопластике, определение Pulmonary Edema Predictive Scoring Index (PEPSI), после вмешательства проводилась неинвазивная вентиляция лёгких в режиме Continuous positive airway pressure (СPAP) в течение 24 часов. Клинические проявления реперфузионного отёка оценивались через 1, 24, 48 и 72 часа после ТЛА. Рентгенологические признаки отёка рассматривались по результатам мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) или рентгенографии органов грудной клетки.
Результаты. Ангиопластика была выполнена на 97 сегментарных, 6 долевых лёгочных артериях, в т.ч. на 45 (46,4%) – при окклюзионном поражении. Количество артерий, подвергшихся ангиопластике, составило от 1 до 7 у каждого пациента, в среднем 1,9 ± 1,4, изменение pulmonary flow grade (ΔPFG) – 4,3 ± 3,4, PEPSI 58,4 ± 51,0, что превышало рекомендуемое значение 35,5. За 72-часовой период наблюдения 28 (56%) пациентов имели 1 степень отёка, реперфузионный отёк 2 степени наблюдался у 15 (30%), 3 степени – у 5 (10%), 4 степени – у 2 (4%) пациентов. Пациенты с отёком 2-4 степени имели более высокие значения исходной срДЛА (р = 0,015) и PEPSI (р = 0,046). Все проявления реперфузионного отёка 2-4 степени были купированы за счёт продлённого режима СРАР-терапии в течение 3 ± 2 дней. Ни один из пациентов не достиг 5 степени отёка, также не было зафиксировано летальных исходов. Клинических проявления реперфузионного повреждения отмечались у 25 (50%) больных, наибольшая их частота наблюдалась через 24 часа.
Заключение. Транслюминальная баллонная ангиопластика лёгочных артерий является безопасным методом лечения неоперабельных пациентов с хронической тромбоэмболической лёгочной гипертензией при соблюдении рекомендаций по профилактике реперфузионного отёка лёгких. СРАР-терапия позволяет успешно предотвращать и купировать развитие тяжелых реперфузионных повреждений после ТЛА даже при превышении индекса риска реперфузионного отёка лёгких.
Цель: оценка распространенности поражения органов-мишеней (ПОМ) на различных этапах кардиометаболического континуума, включая абдоминальное ожирение (АО) без метаболического синдрома (МС), МС и сахарный диабет (СД) 2 типа.
Материалы и методы: в настоящем исследовании представлен анализ данных выборки жителей г. Томска (1104 обследованных из взрослого неорганизованного населения 25-64 лет), выполненный в рамках проекта ЭССЕ РФ (Эпидемиология Сердечно-Сосудистых заболеваний в регионах Российской Федерации). В анализ вошли наличие гипертрофии ЛЖ, снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ), увеличение толщины комплекса интима-медиа (ТИМ), наличие атеросклеротических бляшек (АСБ) в общих сонных артериях (ОСА).
Результаты: ПОМ регистрировались уже среди лиц с изолированным АО (без МС), распространенность которых была статистически значимо выше по сравнению с лицами с нормальной массой тела. Наиболее частым фенотипом ПОМ оказался атеросклероз ОСА, АСБ обнаруживались у 22% лиц с изолированным АО, у 33% пациентов с МС и у 35% пациентов с СД 2 типа, вторым по частоте оказалось нарушение структуры ЛЖ, ГЛЖ была выявлена в 0,8%, 4,7% и 17,5% случаев, соответственно, реже всего встречалось снижение СКФ – у 1,37%, 3,7% и 6,7% пациентов, соответственно. Различия частоты ПОМ во всех группах оказались статистически значимыми (р < 0,01).
Выводы: таким образом, распространенность ПОМ, выявляемых уже на этапе изолированного АО прогрессивно увеличивалась от группы к группе, по мере продвижения по кардиометаболическому континууму.
ОБЗОР
Достижение целевых цифр артериального давления (АД) является основной целью при лечении артериальной гипертонии (АГ), поскольку ведет к снижению сердечно-сосудистого риска. Известно, что должный контроль уровня АД достигается менее чем в половине процентов случаев. Кроме того, в популяции пациентов с АГ есть фенотипы, при которых уровень АД особенно трудно контролировать, что еще более повышает риск сердечно-сосудистых осложнений. В частности, речь идет о так называемой неконтролируемой АГ, а именно – ее резистентной (РАГ) и рефрактерной (РФГ) формах течения.
Недавние результаты исследований свидетельствуют о том, что РАГ может быть связана с изменениями в ренин-ангиотензин-альдостероновой системе, в то время как РФГ, по-видимому, более тесно связана с симпатической гиперактивацией. Эти патофизиологические механизмы также активируются у пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС). Поэтому неудивительно, что распространенность СОАС у пациентов с РАГ и РФГ очень высока, а лечение постоянным положительным давлением в дыхательных путях (ПАП-терапия) позволяет клинически значимо снизить уровень артериального давления у пациентов обеих групп. Последнее позволяет рассматривать ПАП-терапию как дополнительное средство достижения целевого уровня АД у пациентов с неконтролируемой АГ и СОАС.
ISSN 2542-2189 (Online)